Что такое — благодарение

Выражение благодарности в ответ на благословения, защиту или любовь. В иудейско-христианской традиции благодарность нельзя воспринимать как орудие для управления Божьей волей. Она не должна быть вынужденной или насильственной; это скорее радостное выражение искренней преданности Богу.

В ВЗ благодарение Бога было обязательным условием для наслаждения жизнью. Иудеи считали, что все творение свидетельствует о господстве Бога над всем сущим. Евреи благодарили Его за великолепие вселенной (Пс. 18:2-5; 32:6-9; 103:1-24). Когда они получали хорошие известия, то благодарили Бога за Его благость и великие дела (1 Пар. 16:8-12). Когда же известия были плохими, они благодарили Бога за Его справедливость (Иов 1:21).

Те же самые чувства отражены в поздних иудейских трудах, в частности в Талмуде. Народ Израиля благодарил Бога за Его верность обетованиям завета:

  1. за избавление от врагов (Пс. 17:18; 29:2; 43:2-9) и смерти (Пс. 29:9-13; Ис. 38:18-20);
  2. за прощение грехов (Пс. 31:5; 98:8; 102:3; Ис. 12:1);
  3. за ответы на молитву (Пс. 27:6; 65:19);
  4. за сострадание к скорбящим и гонимым (Пс. 33:3; 71:12);
  5. за осуществление справедливости (Вт. 32:4; Пс. 98:4) и
  6. за продолжение руководства ими (Пс. 31:8; Ис. 30:20-21).

Благодарность была такой важной составляющей религии Израиля, что большую часть многих обрядов и церемоний составляли благодарения. Во время благодарственных жертвоприношений иудеи признавали Божьи благословения (Лев. 7:12-13; 22:29; Пс. 49:14). Крики радости (Пс. 41:5), хвалебные гимны (Пс. 144:7; 149:1), музыка и танцы (Пс. 150:3-5) — все это придавало поклонению радостный настрой. Праздники отмечались в память о любви Бога к Своему народу, явленной в истории (Вт. 16:9-15; 2 Пар. 30:21-22). Царь Давид назначал левитов для благодарения (1 Пар. 16:4). Этот обычай продолжался при царях Соломоне (2 Пар. 5:12-13) и Езекии (2 Пар. 31:2), а потом после возвращения из изгнания (Неем. 11:17; 12:24,27).

В НЗ темой благодарения стала любовь Бога, выраженная в искупительных деяниях Христа. Апостол Павел благодарит Бога за этот дар благодати (1 Кор. 1:4; 2 Кор. 9:15) и способность проповедовать Благую Весть (2 Кор. 2:14; 1 Тим. 1:12). Павел был благодарен за духовные дары (1 Кор. 14:18). Благодарность за любовь и веру среди верующих — частая тема его посланий (Рим. 6:17; Еф. 1:15-16; Флп. 1:3-5; Кол. 1:3-4; 1 Фес. 1:2-3).

Поскольку благодарность так тесно связана с верой, Павел призывает верующих благодарить за все (Рим. 14:6; 1 Фес. 5:18). Он велит христианам молиться с благодарением (Флп. 4:6; Кол. 4:2) во имя Христа, Который сделал благодарение возможным (Еф. 5:20). В своем учении о Вечере Господней Павел указывает, что христиане должны благодарить, как Господь «возблагодарил» (1 Кор. 11:24).