Библия — Священные Писания

Все христиане имеют право не только изучать наследие веры, которым владеет церковь, но и сами толковать Писание. Некоторые церкви ставят это право под сомнение, поскольку полагают, что отдельные верующие могут истолковать Писание неверно. Это возможно, однако знание следующих истин исключает такую опасность. Библия богодухновенна, и ее слова не перестают быть словами Бога, однако Библия также и произведение людей. И понимание этого является основой толкования: ни «аллегорическая» теория, ни какая-либо иная, игнорирующая индивидуальный авторский стиль написания, не могут быть приемлемыми.

Каждая книга написана не как закодированное сообщение, а в форме, понятной тому кругу читателей, которому она, прежде всего, была адресована. Это верно и в отношении тех книг, язык которых изобилует символикой: как, например, книги Даниила, Захарии и Откровение. Их основная мысль всегда ясна, несмотря на то, что отдельные детали могут быть завуалированы. Так что, если мы понимаем авторскую манеру словоупотребления, знакомы с культурно-исторической средой, в которой жили автор и его читатели, то располагаем всеми необходимыми условиями для понятного восприятия мыслей. Однако, читая библейский текст, мы не сможем достичь духовного понимания, т.е. постичь реальность Бога, Его отношение к людям, Его подлинную волю и наше личное отношение к Нему сейчас и в будущем до тех пор, пока с наших сердец не будет снята пелена и мы не станем едины с автором в его стремлении познавать и прославлять Бога и угождать Ему (2-Кор. 3,16; 1-Кор. 2,14). Необходимо молиться, чтобы Дух Божий возбудил в нас это стремление и открыл нам в тексте Писания Бога.
(См. Пс. 118,18.19.26.27.33.34.73.125.144.169; Еф. 1,17–19)

Каждая книга занимает свое особое место в Божием откровении благодати, которое начинается в Едемском саду и достигает своей вершины в Иисусе Христе, в событии дня Пятидесятницы и в апостольском Новом Завете. Об этой особенности книг следует всегда помнить, изучая текст. Например, ветхозаветные псалмы созвучны помыслам и стремлениям благочестивого сердца в любую из эпох, но их содержание изложено в терминах тех понятий (цари, царства, благосостояние, богатство, войны, долголетие), в которых мыслилась благодатная жизнь в дохристианскую эру.

Каждая книга Библии - продукт одного и того же божественного разума, поэтому содержание всех шестидесяти шести книг является взаимосвязанным и взаимно согласующимся. Если мы пока еще этого не видим, то причина в нас, но никоим образом не в Писании. В Писании нет противоречий, а напротив, одно место поясняет другое. Этот здравый принцип истолкования Писания с помощью Писания иногда называют «аналогией Писания» или «аналогией веры».

Каждая книга предлагает читателю неизменную истину о Боге, человеке, благочестии и безбожии, но в применении к конкретным ситуациям, которые, в свою очередь, служат иллюстрациями этой истины.

Кульминационным моментом толкования Библии является переосмысление этой истины в контексте нашей собственной жизненной ситуации – таким способом мы узнаем о том, что Бог говорит нам посредством Писания в данный момент. Примерами такого переосмысления могут служить осознание Иосией Божьего гнева, грядущего на Иуду за неисполнение закона (4 Цар. 22,8–13), толкование Иисусом Быт.2,24 (Мф. 19,4–6) и цитирование Павлом Быт. 15,6 и Пс. 31,1.2 для подтверждения истинности оправдания верой (Рим. 4,1–8). Из Писания нельзя извлечь – ни прямо, ни косвенно – ни одно положение, которое со всей определенностью не опиралось бы на текст Писания, то есть не было бы четко и недвусмысленно выражено одним или несколькими авторами. Тщательное и молитвенное соблюдение этих правил служит отличительным признаком каждого христианина, «верно преподающего слово истины» (2-Тим. 2,15).