Поздравляем с Днем Пятидесятницы!

Слава Троице могучей!
Счастлив я, что Бог со мной!
Не сокроют Света тучи,
Их разгонит Дух Святой.
Он в пути земной долины
Ободрение пошлёт,
Проведёт через пустыни,
Крыльям веры даст полёт.

Пятидесятница (Pentecost)

Это слово происходит от греч. pentekostos, что означает «пятидесятый». Так называли пятидесятый день после Пасхи. В ВЗ этот праздник, называемый в иудаизме Shavu'oth (Шавуот, «Недели»), определен как праздник седмиц (Исх. 34:22; Вт. 16:10), так как он отмечается через семь недель после пасхи. Другие его названия — праздник урожая (Исх. 23:16), так как он связан с сезоном сбора урожая, и день первых плодов (Чис. 28:26), потому что в этот день Господу следовало принести два хлеба из только что собранного зерна. (Не путать с приношением первых плодов в начале сбора урожая, о котором говорится в Лев. 23:9-14.)

Праздник седмиц был первым из трех паломничеств в году, когда все взрослые мужчины должны были предстать перед Господом с дарами и приношениями (Исх. 23:14-17). Это был, прежде всего, праздник урожая, конец сбора ячменя и начало сбора пшеницы. По традиции праздник продолжался, начиная с пасхи, середины апреля, когда собирали первый урожай зерна (Вт. 16:9), до Пятидесятницы, которая отмечала завершение сбора зерновых в середине июня. Иосиф Флавий утверждает, что Пятидесятницу называли «завершением», что свидетельствует именно о таком восприятии этого дня («Иудейские древности» 3.10.6). Каждый год священник потрясал перед Господом снопом свежесобранного зерна после пасхальной субботы, на праздник опресноков (семидневный период после пасхи). Потом люди отсчитывали 50 дней после принесения этого первого снопа зерна, и после седьмой субботы начинался праздник седмиц (Лев. 23:11).

В этот день перед Господом потрясали двумя квасными хлебами, выпеченными из двух десятых ефы зерна (Лев. 23:17); поощрялись и добровольные приношения (Вт. 16:10). Этот праздник урожая был периодом великого ликования и святого собрания, когда не следовало работать (Лев. 23:21; Вт. 16:11). Единственное ветхозаветное упоминание о празднике седмиц, помимо Пятикнижия, относится ко времени Соломона (2 Пар. 8:13), потому что Иезекииль в своем календаре будущих праздников его не упоминает (Иез. 45 — 46).

В христианской Церкви во время Пятидесятницы вспоминают схождение Св. Духа. Когда Иисус вознесся, Он повелел ученикам оставаться в Иерусалиме, пока они не примут силу свыше. Через 50 дней после Его смерти 120 человек молились в горнице в Иерусалиме; внезапно раздался шум, как от несущегося сильного ветра, на них сошел Св. Дух, и они увидели огненные языки, почившие на каждом. Они начали говорить языками и проповедовать во имя Христово, после чего обратилось три тысячи человек. С этого величественного явления Божьей силы начинается Церковь.
С тех пор Пятидесятница считается днем рождения Церкви.