Триединый Бог – Отец, Сын, Дух Святой

Ветхий Завет постоянно напоминает о том, что есть только один Бог, Бог – Творец, давший людям откровение о Себе, и что поклонение и любовь должны предназначаться исключительно Ему (Втор. 6,4.5; Ис. 44,6 – 45,25). Новый Завет соглашается с этим (Мк. 12,29.30; 1 Кор. 8,4; Еф. 4,6; 1 Тим. 2,5), но говорит о трех божественных лицах: Отце, Сыне и Святом Духе (Рим. 8; Еф. 1,3–14; 2 Фес. 2,13.14; 1 Пет. 1,2). Историческая формулировка догмата о Троице стремится обозначить и охранить эту тайну, а не объяснить (поскольку ее объяснение лежит за пределами нашего понимания), и это ставит нас перед, возможно, самой трудной проблемой из тех, с которыми когда-либо приходилось сталкиваться человеческому разуму. Однако эта формулировка истинна.

Доктрина о Троице вытекает из исторических фактов искупления, изложенных и истолкованных в Новом Завете. Иисус молился Своему Отцу и учил Своих учеников делать то же. Он также убеждал их в Своей божественности, и вера в Его божественность и в справедливость принесения Ему поклонения и молитв является основой учения Нового Завета (Ин. 20,28–31, ср. 1,1–17; Деян. 7,59; Рим. 9,5; 10,9–13; 2 Кор. 12,7–9; Флп. 2,5.6; Кол. 1,15–17; 2,9; Евр. 1,1–12; 1 Пет. 3,15). Иисус обещал послать «другого Утешитель» (первым был Он Сам), и греческое слово «параклетос» обозначает в данном случае многогранное личное служение советчика, защитника, помощника, утешителя, союзника, приверженца (Ин. 14,16.17.26; 15,26.27; 16,7–15). Этим другим Утешителем, пришедшим в день Пятидесятницы, чтобы исполнить обещанное Иисусом служение, был Святой Дух, признаваемый с самого начала третьим божественным Лицом: солгать Ему, как сказал Петр вскоре после Пятидесятницы, значит солгать Богу (Деян. 5,3.4).

Поэтому Христос предписывает креститься «во имя (единственное число: один Бог – одно имя) Отца и Сына и Святого Духа» – трех Личностей, являющихся единым Богом, Которому и вверяют себя христиане (Мф. 28,19). О трех Лицах упоминается и в повествовании о крещении Самого Иисуса: Отец признал Иисуса Своим Сыном, а Дух явил Свое присутствие в жизни и служении Сына (Мк. 1,9–11), а во 2 Кор. 13,13 мы находим тринитарное (троичное) благословение. Это лишь некоторые из наиболее убедительных примеров, доказывающих, что Новый Завет изображает Бога единым в трех Лицах. Хотя здесь нельзя найти специальных терминов, свойственных «историческому тринитаризму» (учению о троичности Бога), тринитарная вера и тринитарное мышление пропитывают его страницы, и в этом смысле учение о Троице является библейской доктриной.

Ключевое утверждение данной доктрины состоит в том, что единство единого Бога – сложное понятие. Три личных субстанции, или ипостаси, являются равными по значению и одинаково вечными центрами самосознания. Каждая из них имеет собственное «Я», вступающее в отношения с двумя «Ты», и каждая обладает полнотой божественной сущности наряду с двумя другими ипостасями. Это не три роли, исполняемые одной личностью (в этом сущность модализма), и не три бога, действующих воедино (тритеизм). Говоря о Троице, мы утверждаем, что Бог един и что Отец, Сын и Дух Святой – отдельные Личности. В этом утверждении – суть учения о Троице, истина о Боге, открытая через слова и дела Иисуса и утверждающая реальность спасения, о котором говорится в Новом Завете.

Практическая важность учения о Троице в том, что оно требует от нас уделять равное внимание и воздавать равную честь всем трем Лицам Троицы.